Утверждаю

_______Непомнящая М.Ш.,

и.о.заведующей МАДОУ № 16

«Тополек»

 

Модель

развития инклюзивного образования

 в МАДОУ № 16 «Тополек»

 

         Модель направлена на реализацию следующих направлений:

  1. формирование инклюзивной культуры всех участников образовательных отношений;
  2. создание универсальной безбарьерной  среды;
  3. обеспечение вариативности предоставления  образования детям с ОВЗ;
  4. обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
  5. формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования;
  6. совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников.

         Модель разработана с учетом особенностей МАДОУ  № 16 «Тополек» (как образовательной системы).

         Состояние инклюзивного образования в учреждении

         В учреждении имеется 1 ребенок  с ОВЗ, в возрасте 4-х лет, имеющий умеренные нарушения функции сердечно-сосудистой  системы. В мероприятиях психолого-педагогической реабилитации не нуждается. Не нуждается (не имеет ограничений) в помощи в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них. Не имеет рекомендаций по условиям организации обучения.

         Имеет рекомендации в части физкультурно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по занятию спортом: информирование и консультирование ребенка-инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые реализуются  инструктором по физической культуре и  другими педагогами в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

         При осуществлении образовательной деятельности с данным ребенком в части физического развития учитываются его индивидуальные особенности и возможности: при проведении занятий физической культурой и в ходе любой двигательной активности ребенок находится в постоянном поле зрения педагога, педагогом контролируется и  снижается его физические нагрузки .

         В части материально-технического оснащения - не требуется специальных условий для пребывания и получения образования ребенка с ОВЗ.  Изменения  образовательной среды  в соответствии с образовательными потребностями ребенка с  ОВЗ   заданы  в  «Паспорте

доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования»

        

Состав педагогических кадров ДОУ:

специалисты

кол-во человек/ставок

образование

квалификация

воспитатель

12/12

общее и профильное педагогическое

нет специальной подготовки для работы с детьми с ОВЗ

педагог-психолог

1/0,5

педагогическое профильное (педагог-психолог)

курсы повышения квалификации по теме «Организация инклюзивного образования в ДОО»

старший воспитатель

1/0,3

общее педагогическое

нет специальной подготовки для работы с детьми с ОВЗ

(семинар по осуществлению инклюзии в ДОО в рамках пилотирования ФГОС ДО)

музыкальный руководитель

1/1,5

профильное педагогическое (музыкальный воспитатель)

нет специальной подготовки для работы с детьми с ОВЗ

инструктор по физической культуре

1/1

профильное педагогическое (воспитатель детского сада)

нет специальной подготовки для работы с детьми с ОВЗ

                 

         Цель инклюзивного образования: освоение детьми с ОВЗ Программы дошкольного образования, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации на основе  индивидуального маршрута развития ребенка.

         Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).

3. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).

4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группу в целом).

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.

6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).

         В детском саду реализуется модель полной инклюзии - дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и развиваются по индивидуальному образовательному маршруту.

         Для обеспечения индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ОВЗ в учреждении организована деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, в составе которого: старший воспитатель, педагог-психолог, медицинский работник (по согласованию), воспитатели,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Деятельность ПМПк  задает и обеспечивает содержательные взаимосвязи между специалистами, работающими с ребенком с ОВЗ, определяет и обусловливает  взаимозависимости между ними.

         Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка с ОВЗ, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОУ проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце, так и внепланово (по запросу).

         Содержательно-технологически инклюзия осуществляется следующим образом.

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за разными видами активности  в группе;

2. Оценивание ресурсов и дефицитов ребенка по всем направлениям развития, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей  ребенка с ОВЗ и всех детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

         Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная

игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,

прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные  и групповые занятия;

- детско-родительские группы (проекты);

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

         Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп.

         Фронтальные формы организации активности детей решают как познавательные и деятельностные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

         Осмысление детьми навыков и присвоение  способов действий происходит в самостоятельной деятельности, на которую в режиме дня отведено для детей 3-7 лет не менее 3-4 часов (соответственно).

         Родителям так же выдаются рекомендации по созданию условий для осмысления детьми навыков и присвоения  способов действий через  включение  их в игровую и бытовую деятельность в домашней обстановке.

         Инициируются педагогами и детско-родительские группы – это комплексные занятия детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, реализация детско-взрослых проектов и участие в акциях.

                  Формы, методы, приемы работы с детьми с ОВЗ используются в соответствии с содержанием ООПДО ОУ (если не предусмотрена адаптированная образовательная  программа), или в соответствии с Адаптированной образовательной программой.

         Вопросы  развития инклюзивного образования  в условиях учреждения рассматриваются на заседаниях  Совета педагогов.

         Управленческие решения принимаются по следующим направлениям: содержание инклюзивного образования (утверждение Адаптированной образовательной программы); соответствие ППС потребностям и возможностям детей с ОВЗ; освоение и внедрение соответствующих форм и методов работы с детьми с ОВЗ; обеспечение как внутреннего взаимодействия специалистов по вопросам развития ребенка с ОВЗ, так и межведомственного.

         Основаниями  для принятия управленческих решений является следующее: оценка индивидуального развития детей, которая  производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

         Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

         При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

      Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

        Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

         Координация деятельности в рамках функционирования и развития инклюзивного образования в учреждении осуществляется по следующим направлениям:  разработка и совершенствование нормативно-правовых документов; организация оценки образовательной среды на предмет ее соответствия образовательным запросам детей с ОВЗ; освоение педагогами  и внедрение в образовательный процесс соответствующих форм и методов работы с детьми, оказание консультативной помощи родителям детей с ОВЗ.

         Рефлексивно-оценочным инструментомопределения   состояния и инклюзивного образования в учреждении  является ВСОК ДО учреждения, а его механизмом – проведение самоанализа с использованием как внутренней, так и внешней экспертизы.