Агеева Юлия Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

Цель совместной деятельности:

         Формирование у детей образа буквы и образа слова, приобщение детей к деловым отношениям.

Задачи:

  1. создать условия и инициировать исследовательские действия детей;
  2. совершенствовать умение вести целостно-расчлененный анализ объектов;
  3. актуализировать представления детей о понятиях  «звук-слово», «буква-слово», «гласные-согласные»;
  4. упражнять детей в работе по схемам;
  5. организовать и поддерживать командную работу;
  6. обнаруживать и поддерживать детские инициативы и самостоятельность;
  7. побуждать детей к оценке собственной деятельности;

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой "угадай, что в руке"

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога, задают выясняющие вопросы.

Создана доброжелательная атмосфера,

 Организационный и мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Игра "волшебный мешочек" объединение в команды, Удерживание паузы.

Создание проблемных  ситуаций (что с этим делать?)

Уточняющие и выясняющие вопросы.

Позиция:  режиссер

Организует  работу в подгруппах.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

(При необходимости обращает внимание детей на буквы, цифры).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на разрезанные примеры, собирают их .

Внимание детей привлечено.созданы предпосылки для объединения в команды

У детей появилось желание  подействовать, решить проблемную ситуацию (собрать целое из частей).

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Актуализировать опыт и представления детей, организовать  детское  исследование, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, инициировать и поддерживать инициативу и самостоятельность детей.

Наглядно-практический метод (наличие общего предмета исследования: цифры, буквы, таблица "Аквариум").

Прием сравнения, аналогии.

Создание проблемных  ситуаций.

Внесение  новых объектов в РППС (напечатанные слова, схемы).

Постановка выясняющих и уточняющих вопросов.

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.организует общение между командами.

 предлагает найти соответствующие слова.

Инициирует проговаривание действий, признаков, внимательно  выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Привлекает внимание детей к новому  объекту (схемы), создает ситуацию для исследования (найти соответствующие слова).

Организует работу со скороговорками.

По таблице "Аквариум" соотносят цифры с буквами, Объединяются в команды, договариваются, выбирают представителя.

выкладывают слова.

Дети включаются в деятельность: рассматривают и помещают слова на столы.  Исследуют  предложенные схемы, подбирают  к ним слова. выступают в роли экспертов , проверяя друг друга. включаются в общее дело .Слушают скороговорки, на слух определяют основные звуки, записывают скороговорки символами.

Дети направлены к своему опыту,  включены в практическую деятельность,

включены в игровое  и познавательное взаимодействие.

Рефлексия.

заключительный

Формирование предпосылок рефлексии

Работа  с символами

Выясняет эмоциональные состояния детей, их отношение к разным видам деятельности,  используя смайлики.

С помощью выбранного смайла выражают свое отношение к разным видам деятельности.

Дети обозначили свое отношение к состоявшейся деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой 2-3 мин.

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «угадайте, что в руке»;

2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап

2-3 мин.


3.Актуализация, практическая деятельность детей

Игра "волшебный мешочек" (в нем разрезные примеры)

-что это? Что с этим делать? (из элементов собрать целое);

-Что получилось?(примеры)

-что с ними делать? (решить)

-что получилось?(числа)

- Что это за числа? Как они помогают нам работать с Аквариумом? Что с их помощью можно узнать?

-Ваша задача- найти свою букву на "Аквариуме", но так, чтобы для других команд она осталась секретом.

Задача в команды :изобразить букву

 договоритесь в группе, как и из чего вы будете выкладывать свою буквуна столе

-Договорились?А теперь договоритесь с другими командами, о том , чтобы ваши способы не повторялись.(узнайте у других команд, как они будут показывать свои буквы, и, если ваши способы совпадают, придется их изменить)

-Договорились? Начинайте . Ваша буква все еще секрет для остальных команд.(2мин)

-Предлагаю сходить в гости друг к другу и посмотреть, какая буква была загадана в другой команде.

-  Что вы можете сказать о своих буквах? Где они живут? (в словах) Есть ли у нас в группе  слова, в которых живут ваши буквы? Что у ваших букв общего, если посмотреть на "Аквариум"? (живут в левой нижней части "Аквариума", зеленого цвета, согласные).

Задача в команды:-Собрать в группе как можно больше слов, в которых есть ваша буква.Как будем соревноваться?(кто больше или кто быстрее?)

-посмотрите, у вас есть одинаковые слова?

-Команды меняются местами и изучают слова своих друзей;

-- Сможете прочитать слова? А если не сможете, что будете делать?

-Вспомните, что обозначают схемы на ваших столах?

Задача в команды:разложить слова по схемам(схемы для обозначения места буквы в слове);

-команды меняются и проверяют своих друзей;

- сколько слов подходит к  схеме в которой буква должна быть в конце слова? К схеме, в которой буква в середине слова? А к схеме , где буква в начале слова?

- Ваши друзья справились с заданием?

-Теперь угадайте,  к какой команде  принадлежит  скороговорка?

Запишите в команде свою скороговорку символами так, чтобы её смогли понять и запомнить остальные команды.(5мин)

Вывешивают схемы на доску.

4. рефлексия

4-5 мин.

-Вам понятно, что написано на схеме? Сможете прочитать?(Чтение скороговорок по схемам.)

Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков примеры и решали их, разгадывали буквы, искали слова с нужными нам буквами, подбирали слова к схемам. Давайте подумаем и поместим смайлик на символ той деятельности, где вам было сложней всего:

-собирать разрезанные примеры-положите свой смайлик на цифры;

-находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме";

-находить слова- положите свой смайлик на буквы;

-записывать скороговорки- смайлик на схемы;

Приложение

Дидактические материалы

1. Определение места звука в слове:

КОРОБ  БЕЛКА  БУЛКА

 БЫК  ОБОДОК   СОБАКА

ВАЛЕНКИ  ПЛОВ  ХАЛВА  ВОЛК ПОВАР  ВОДА

ГРОМ  ЛУГ ГУСИ ГНОМ  ОГОРОД  ГРУША

МЁД

  ДВОР  ДУПЛО  ПОДАРОК ДРОВА  ДЯТЕЛ

2. Разрезные карточки для дальнейшей работы с Аквариумом

4-2

5-2

3+1

3+2

3. Скороговорки для зашифровки символами

а)Дятел на дубу сидит

и в дубу дупло долбит.

б)Громко-громко грянул гром, вздрогнул и подпрыгнул гном.

в)Водовоз вёз воду из водопровода.

г))Бык, бык,

белый бок,

бегал с булкой на лужок.