Паспорт

экологической тропы

МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек»

         Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем; превращение образования в действенную силу развития общества; создание условий для формирования гибкой, адаптивной, активной личности. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития познавательно- исследовательских способностей ребенка через деятельность.

         В ходе познавательного развития дошкольников  в соответствии со Стандартом  предполагается формирование у ребенка первичных представлений об объектах окружающего мира, отношениях объектов окружающего мира, о планете  Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, то есть  предполагаются элементы природоведческого развития.

     В требованиях к результатам освоения основной образовательной  программы в качестве целевых ориентиров определено, что ребенок  «обладает начальными знаниями о природном мире, элементарными  представлениями из области живой природы, естествознания». Принципы, заложенные в Стандарте, предполагают формирование  у детей потребности в самостоятельном изучении природы. Для решения этой задачи необходимо  создать  развивающую  среду  экологической  направленности,  в  которой  ребенок  мог  бы  познавать  окружающий  мир,  самостоятельно выделяя связи и зависимости, существующие в природе, в процессе заинтересованного наблюдения за объектами и явлениями неживой и живой природы и  активного  взаимодействия с ними.

     Один  из  важнейших  компонентов  экологической  развивающей  среды  в  детском  саду  –  экологическая  тропа,  которая  позволяет  ребенку  наглядно  познакомиться  с  разнообразными  процессами,  происходящими  в  природе,  изучить  живые  объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на  элементарном  уровне  местные  экологические  проблемы  и  по-своему  попытаться решить  их. 

Цель создания экологической тропы:  Формирование и развитие у детей  экологических представлений,  становление у дошкольников опыта гуманного взаимодействия с природой.

Задачи:

  1. Включить детей в совместную с педагогом практико- ориентированную познавательно-исследовательскую и другие виды детской  деятельности на объектах экологической тропы;
  2. Создать условия для самостоятельной  познавательно-исследовательской  и трудовой деятельности детей на маршруте экологической тропы.

 

Объекты экологической тропы

https://cloud.mail.ru/public/BQZ2/6LDEbnJDD

Наименование объектов/ответственные

Содержание РППС

Организуемые виды детской деятельности

Решаемые образовательные задачи

Задачи познавательно-исследовательской направленности

 

Рябиновая аллея

Все группы

Ряд высаживаемых вдоль парковки рябиновых деревьев на подходе к детскому саду. Создание объекта еще не завершено. Объект создается в рамках проекта «Аллея выпускников»

познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая

Знакомить  с характерными особенностями рябины, по которым еѐ можно выделить среди других деревьев. Рассматривать еѐ 

ствол, ветви, ягоды. Воспитывать желание любоваться красотой 

дерева.

Сравнивать деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, 

плоды, семена;

 проводить исследование: с помощью дождемера определять, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это  влияет густота и расположение ветвей;

 измерять и сравнивать толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева;

рассматривать строение и особенности коры разных деревьев;

 наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой;

Тропа здоровья

https://cloud.mail.ru/public/5vVB/8VnRcSPWB

https://cloud.mail.ru/public/7UFe/dRG4dobrf

Агеева Ю.А.

Аникьева С.П.

Плоские ящики с различным заменяемым наполнением (песок, камни, галька,трава, пластиковые крышки, массажные коврики, шишки,мох,, полипропиленовый уплотнитель, шарики из фольги, цветные карандаш, деревянные трубочки и палки, вата, губка, )

Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, конструирование.

Формирование представлений о здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(двигательном режиме, закаливании)

Формировать умение исследовать разные объекты, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проверять их.  Формировать у детей умение  давать понятия своим эмоциональным состояниям и соотносить их со своим  восприятием  окружающей обстановки .

 

Хвойная аллея

Агеева Ю.А.

Аникьева С.П.

Деревья разных хвойных пород (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая

Формирование системы ценностей основанной на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы, бережного отношения к живой и неживой природе.

Формировать умение смотреть на объект исследования с разных сторон,  умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, познавать в действии.

Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе, наблюдать делать выводы. Поддерживать стремление исследовать связь между жизнью людей и окружающей их природой.

 

Огород

https://cloud.mail.ru/public/Hxsz/kzRjrjupg

https://cloud.mail.ru/public/6pSR/9FBspM9Mo

Все группы

Специально огороженное пространство на освещенном участке детского сада, на котором обустроены гряды, удобные для работы и проведения наблюдений и исследований.

Трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая

Поддерживать интерес к труду, формировать представления о разнообразии растений, используемых в питании человека,

их особенностях, особенностях ухода за ними.

Исследовать зависимость роста растений от различных условий.

 

Водоем

https://cloud.mail.ru/public/9ekY/3DgKy2PcV

Ризванова С.Г.

Максимова Т.А.

Водоем, обустроенный с помощью плотной водонепроницаемой пленки, камней,  наполняемый водопроводной водой, камни, глубиномер, деревянные, пластиковые  дощечки, термометр, сачок, планшет для наблюдений;

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая

Создать условия для творческой и познавательной активности детей.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять представление о значении воды в жизни всего живого.

Формировать стремление к исследованию объектов природы.

Развивать и обогащать представление детей о свойствах воды.

 

Метеостанция

https://cloud.mail.ru/public/FU7f/FFYsMEQGB

Дудина Е.Ю.

Дорофеева А.В.

Барометр.

Флюгер.

Дождемер.

Термометр.

Ветряной рукав.

Солнечные часы.

Снегомер.

Доска для фиксирования наблюдений.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая

Познакомить детей с метеостанцией и приборами-помощниками: компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами.

Помочь детям освоить работу с простейшими приборами метеоплощадки.

Формировать представления о климатических особенностях родного края.

Включить детей в исследовательскую деятельность на площадке;

Формировать умения фиксировать свои наблюдения при помощи символов и знаков;

 Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе длительных наблюдений за погодой;

Формировать понимание взаимосвязи между состоянием погоды и жизнедеятельностью людей, растительного и животного мира;

 

«Птичья столовая»

https://cloud.mail.ru/public/Kuin/Z3uGn3CyZ

Деньгина И.М.

Кормушки, название птичьей столовой, таблички «Меню для птиц», планшет для наблюдений.

Познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная.

Развивать и обогащать представления детей о птицах своего края.

Приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать       радость от сознания, что, делясь с крохами, можно спасти птиц от гибели.

Сформировать  элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

  Способствовать развитию у детей произвольности.

Формировать умение исследовать  поведение птиц, их привычки.

Актуализировать полученные в ходе исследования представления в продуктивной деятельности.

Формировать  умение фиксировать результаты исследования.

Побуждать детей к проявлению морально-волевых качеств: настойчивости в преодолении трудностей при достижении цели;

 

Старый пень

(Естественный объект)

Старый пень (расположенный на территории продолжительное время), Опознавательная табличка, дневники наблюдений в группах)

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая

Формирование представлений об изменениях в живой природе.

Организовать наблюдение за изменениями состояния объекта  в зависимости от  времени, погодных условий, влиянием на состояние объекта поселившихся в нем насекомых.

Формировать умение фиксировать результаты наблюдений.

 

«Сельский дворик»

https://cloud.mail.ru/public/6sND/H2984UhjH

Прудникова Е.Е.

Высоцкая А.М.

Игровая зона, организованная в деревенском стиле и  включающая в себя следующие объекты для наблюдений:

колодец с водой; плетень; макеты животных:«Свинья», «Петух», «Курица», «Собака»,«Лошадь».

 фигура «Бабушка»;

 макет «Улей»;

цветочный газон «Полянка»

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая

Формирование представлений о жизни в селе, о сельских профессиях

Организация и проведение исследований и опытов с водой.

 

Альпийская горка

Черепанова Т.А.

Алексеева Ю.Г.

Цветник, обустроенный на асфальтированном пространстве при помощи размещения камней разной величины и насыпной земли.

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, игровая

Знакомить детей с одним из способов                                     украшения ландшафта – альпийской горкой;                                                                      показывать сочетание разных оттенков зелени, ярких                                                                       цветов и серых камней, помочь увидеть красоту                                                                         окружающего мира.

Использовать как макет для организации «Путешествия по карте» - исследование природных условий для растений географической зоны «Горы, предгорья».