Методический сборник

по результатам реализации программы инновационного развития

«Исследовательская деятельность дошкольников как условие развития познавательной инициативы»

«Игры»  с картинами

Мастер-класс

по использованию приемов

работы с картиной

Ризванова С.Г.,

воспитатель МАДОУ  №  16 «Тополек» г. Енисейска

Цель:     Представление опыта работы по использованию  приемов  работы с картиной.

Задачи:

Представить коллегам  приемы   работы с картиной;

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование представленных приемов в собственной практике.

Оборудование:

   Бумага, фломастеры, карандаши, песочные часы, картины, проектор, атрибуты для творческого задания.

Актуализация.

         «Жил- был когда- то маленький принц. Он жил на планете, которая была лишь немного больше его. И этот маленький принц хотел иметь друга» …

А может быть, дети действительно приходят к нам с других планет? Путешествуя по нашему взрослому миру, они так же, как и маленький принц, не могут понять нашей взрослой деловой суеты, притворной важности, значимости. Мы, наверное, смотрим на мир глазами, а они- сердцем. И прежде чем учить общению детей, нам взрослым, самим надо научиться это делать.

            Организуя образовательный процесс как  общение и взаимоотношения детей друг с другом, со взрослыми, я создаю условия для детской активности, самостоятельности, ответственности, возникновения познавательных интересов и положительных эмоций, речевого взаимодействия, предоставляю детям право на ошибку. 

            И сейчас я готова поделиться с вами некоторыми своими приемами работы с картиной. Ведь картина не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых, развивает уверенность в своих силах .

            Желающие 12 человек прошу помочь мне.

Деятельность педагога (название игры, приема)

Решаемые задачи, предоставляемые возможности

«Встань по пальцам»

Настрой на совместную коллективную деятельность, организация внимания, формирование умение договориться,  счет

«Объединение по картинкам»

Объединение в команды, организация внимания,

«Счет по картине»

Развитие памяти, внимания, наблюдательности, умения договариваться в группе, формирование математических представлений…

«Озвучь картину»

Знакомство с картиной, развитие наблюдательности, творческих способностей, формирование умения договариваться в команде, удерживать роль и задачу, обеспечивать включенность всех в общее дело

«Картина - загадка»

Формирование умения задавать вопросы, развитие внимания, речи, любознательности, формирование произвольности, умение слушать и слышать

«Нарисуй по описанию»

Знакомство с картиной, развитие наблюдательности, творческих способностей, памяти, внимания, умение слушать и слышать, развитие речи, ориентация в пространстве, формирование умения договариваться

«Оживи картину»

Знакомство с картиной, развитие самостоятельности, творческих способностей, взаимодействие внутри команды, умение договариваться в команде, снятие комплекса «не умею».

Рефлексия:

Выберите один из приемов, обозначенных на плакате, который на ваш взгляд наиболее удачен, и который бы вы использовали в своей деятельности. Поставьте напротив этого приема значок.

Выводы:

Таким образом я попыталась включить коллег в деятельность по использованию приемов социо- игровых подходов к педагогике при работе с картиной. Я увидела, что мои приемы заинтересовали коллег, и я надеюсь, что они будут актуальны в их работе, и помогут им выстраивать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.

https://cloud.mail.ru/public/4qAx/FDFAWrVTP

 « Открывая мир…»

Мастер-класс

по познавательному развитию дошкольников.

Агеева Юлия Александровна

воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек» г.Енисейска

Цель: представление опыта работы  по познавательному развитию  дошкольников  через организацию разных  видов детской деятельности;

Задачи:

  1. включить участников мастер-класса в различные виды деятельности;
  2. продемонстрировать нестандартную технику рисования;
  3. представить участникам мастер–класса  приемы развития познавательной компетентности дошкольников;
  4. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе приемов, представленных на
    мастер-классе.

Оборудование: жидкости (вода, кефир, клей), емкости разные прозрачные, краски (акриловые), кисточки, спицы, баночки для краски, бумага, ткань, салфетки,  фартуки.

Актуализация

В соответствии  с социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка, которые обозначены в ФГОС ДО как целевые ориентиры, на этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать.

Познавательная  активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – а значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

            Как говорил Аристотель «Познание начинается с удивления».  Оно появляется при встрече с необычными, противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами.

Я очень люблю удивляться сама и создавать ситуации удивления для детей.  А ещё задаю всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Получится цветная вода? А может ли быть по-другому?

Познавательная активность ребенка проявляется по- разному и в разных ситуациях. И сегодня я хочу продемонстрировать   вам свой опыт  по познавательному развитию дошкольников в разных видах детской деятельности: речевой, исследовательской, творческой продуктивной, обеспечивая принцип деятельностного подхода и детской субъектности.

Для демонстрации своего опыта мне нужны 8 помощников.

Деятельность педагога (этапы мастер-класса)

Решаемые задачи, предоставляемые возможности

1.

Действия педагога: организация игры «Распространи предложение».

Приемы:

обговаривание правил, ограничения

Профессиональные ролевые позиции:

организатор, партнер, режиссер, внимательный слушатель.

Игра на  создание рабочего настроя на деятельность. Формирование познавательных действий через речевую деятельность - умение задавать (мысленно)  и отвечать на вопросы: какой?, как?, почему?, зачем?, когда?,   где?..; развитие воображения, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, актуализация собственного опыта, привлечение произвольного внимания, формирование произвольности, введение в тему деятельности.

2.

Действия педагога:

 Организация пространства и условий для исследования.

 Организация исследовательских действий с жидкостями и краской.

Удерживание структуры исследования.

Приемы: внесение материалов и оборудования,  постановка проблемы (обозначение противоречия), выясняющие и уточняющие вопросы,

введение ограничений,

Профессиональные ролевые позиции педагога: режиссер, заинтересованный наблюдатель, провокатор, партнер, выясняющий организатор,  помощник.

Формирование умения задавать вопросы и выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, развитие оригинальности и гибкости мышления,    формирование абстрактного мышления, умения работать с таблицами, умения классифицировать, развитие произвольности, самостоятельности и  инициативности, внимания,  формирование самооценки.

  Создание  условий  для решения проблемных ситуаций за счет творческого подхода и нестандартного использования имеющихся материалов.

Образовательный процесс становится нескучным, интересным и захватывающим.

3.

Действия педагога:

организация продуктивной творческой деятельности на основе способов, полученных в ходе проведенного исследования.

Работа с ассоциациями.

Работа с аудиторией.

Приемы: эмоциональная установка, музыкальное сопровождение,  обмен творческими продуктами, творческое задание

Профессиональные ролевые позиции:

партнер, помощник, заинтересованный наблюдатель, мастер, выясняющий организатор…

Формирование умения использовать выявленные и освоенные способы работы с материалами в продуктивной творческой деятельности, создании уникальных продуктов.

Развитие творческой фантазии, воображения.

Появление особого эмоционального состояния (я могу, я художник, я творец), создание  ситуации успешности для каждого ребенка.

Обеспечение   направленности детей друг на друга, расширение  представлений за счет опыта других…

  4.   

 Создание условий и организация рефлексии.

Рефлексия  с участниками мастер-класса проводится с помощью приема«Уборка в доме»  - педагогам предлагается  выбрать свое отношение к мастер-классу и показанным приемам, обозначив свой выбор на карточках разного цвета и поместив к соответствующему символу.

Итоги и выводы:

Продемонстрированный опыт работы обеспечивает деятельностное  взаимодействие взрослого и ребёнка (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательность, проявить  познавательную и творческую активность.

Педагогический результат представленных приемов – это, прежде всего, включенность детей в самостоятельную, творческую, познавательно-исследовательскую деятельность,  опыт формирования в ребенке качеств исследователя и истинного творца, а не простого исполнителя.

Сценарный план

Познавательная  активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – а значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

            Как говорил Аристотель «Познание начинается с удивления».  Оно появляется при встрече с необычными, противоречащими жизненному опыту или не укладывающимися в привычные представления вещами.

Я очень люблю удивляться сама и создавать ситуации удивления для детей.  А ещё задаю всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Получится цветная вода? А может ли быть по-другому?

Познавательная активность ребенка проявляется по- разному и в разных ситуациях. И сегодня я хочу продемонстрировать   вам свой опыт  по познавательному развитию дошкольников в разных видах детской деятельности: речевой, исследовательской, творческой продуктивной, обеспечивая принцип деятельностного подхода и детской субъектности.

Для демонстрации своего опыта мне нужны 8 помощников.

Игра первая

  1. Сейчас мы  с вами поиграем. Игра называется «Распространи предложение».

Условия игры такие:

  • Каждый добавляет одно слово к предложению, превращая его из простого в распространенное.
  • Каждый раз необходимо проговаривать  все предложение заново,  добавляя свое слово.
  • Предложение звучит так:                Ребенок познает.

Аргументация:

Это игра на  создание рабочего настроя на деятельность. В результате игры происходит формирование познавательных действий через речевую деятельность - умение задавать (мысленно)  и отвечать на вопросы: какой?, как?, почему?, зачем?, когда?,   где?..; Так же происходит развитие воображения, памяти, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, актуализация собственного опыта, привлечение произвольного внимания, формирование произвольности, введение в тему деятельности. Для детей основа предложения подбирается в зависимости от возраста, от темы предстоящей деятельности.

Исследование первое.

Для дальнейшей нашей деятельности я приготовила некоторые материалы. Располагайтесь удобно вокруг столов.

  • Как вы думаете, чем мы можем с вами заняться?

(выслушивает версии, предположения)

  • А можно ли рисовать по поверхности жидкости  с помощью красок?

(выслушиваются  гипотезы разные)

  • Давайте поисследуем наши материалы и проведем эксперимент по проверке ваших версий и предположений.
  • У вас есть карточки для фиксации результатов ваших действий с материалами, не забывайте их фиксировать.
  • Давайте постараемся уложиться во времени. Даю вам 3 минуты.

 

Аргументация:

В ходе этой деятельности происходит формирование умения задавать вопросы и выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, развитие оригинальности и гибкости мышления,    формирование абстрактного мышления, умения работать с таблицами, умения классифицировать, развитие произвольности, самостоятельности и  инициативности, внимания

К участникам -  Вы готовы?

Что вы выяснили?

Давайте послушаем друг друга.

(высказывания участников мастер-класса)

Второй этап исследования.

Как будете забирать  свой рисунок?

  • Можно его  сохранить?
  • Как будете сохранять?

Выслушиваю версии:

  • С помощью чего это можно сделать? у нас нет фотоаппарата, телефона, но (на столах лежит бумага)
  • Выслушиваются версии и гипотезы участников,  и предлагается их проверить опытным путем с фиксацией результатов на карточке.

Аргументация:

  При  организации исследовательской  деятельности очень важно создавать  условия  для решения проблемных ситуаций за счет творческого подхода и нестандартного использования имеющихся материалов, формирование самооценки. И тогда образовательный процесс становится нескучным, интересным и захватывающим.

  • Подведем  итоги нашего исследования:

(высказывания участников мастер-класса)

Остаются пока на своих местах.

Организация продуктивной творческой деятельности.

Мы очень трудолюбивый и талантливый народ. Мы трудимся денно и нощно. А в свободное время еще стараемся чему-то научиться. Мы умеем загружать голову, а как разгружать ее нам никто не объяснял. Сейчас мы с вами в ходе нашего исследования пытались рисовать в технике Эбру. ЭБРУ- это рисование на воде– древнейшая восточная техника живописи. Это техника позволяет не просто рисовать – она позволяет еще и отдыхать,  как отдыхали на мудром Востоке,  занимаясь творчеством.

И сейчас я предлагаю вам заняться творчеством с теми материалами, которые мы исследовали: жидкость и краска. (сказать, какую краску мы выбрали опытным путем)

 (слайд)

Я приготовила для вас условия для творчества . А я постараюсь взять  на себя роль мастера,  и вместе с вами буду творить. Аудитории предлагаю понаблюдать за нашим творчеством, и за опытом работы с детьми с использованием этой техники.

Работаем 5 минут.

Включается спокойная музыка и все приступают к творчеству.

Комментарий:

Когда Вы рисуете в технике ЭБРУ,  вы целиком отдаетесь процессу, ныряете в мир цвета, красок и эмоций. И рисунки получаются как бы  сами собой, выходя из-под Ваших волшебных рук. И  вдруг появляются звезды, цветы, птицы и невиданные узоры. Вы даже не думали написать картину, она возникает сама по себе, рождаясь из радуги цветовЭБРУ. Вся тайнаЭБРУзаключается в том, что Вы одновременно являетесь режиссером, художником, писателем и исполнителем этой волшебной сказки. Просто доверьтесь кисточке и своему настроению, они сделают все за Вас, и на свет появится ЧУДО!

Как бы нам ни хотелось жить в этом мире красок и волшебства, но мы себе  сделали ограничение – время! Давайте смотреть, что же получилось?!

Показывают…………………………………………………..

Вы пользовались образцом?

Ваши работы похожи, они одинаковые?

Вы сможете их повторить такое же  еще хотя бы 1 раз?

Поздравляю, ваши картины уникальны!!!

Посмотрите на картины друг друга, что вы увидели на них, на что это похоже, есть ли такие образы в окружающем нас мире?

Выслушивает высказывания участников мастер-класса……………………

Аргументация к творчеству:

Что дает эта деятельность? Происходит формирование умения использовать выявленные и освоенные способы работы с материалами в продуктивной творческой деятельности, в создании уникальных продуктов.

Развивается фантазия и воображение.

Появляется особое эмоциональное состояние (я могу, я художник, я творец), обеспечивается   направленность детей друг на друга, расширяются  представления за счет опыта других, обеспечивается  ситуация успешности для каждого ребенка.

Организация рефлексии.

А теперь я предлагаю вам  навести порядок в своих мыслях и эмоциях по-поводу состоявшейся работы.

Поиграем в игру   «Уборка в доме»  -

Вы видите  Чемодан, мясорубку,  корзину для мусора на доске и магнитные фишки .

Если вам понравился мой опыт работы и вы готовы его применять не задумываясь, поместите фишку в чемодан.

Если вам мой опыт понравился,  и вы хотите его применить, но вам нужно что-то осмыслить, додумать, доработать – поместите фишку к мясорубке.

 Если мой опыт для вас бесполезен и не нужен – отправьте фишку в корзину для мусора.

Итоги и выводы:

Я считаю, что продемонстрированный мной опыт работы обеспечивает деятельностное  взаимодействие взрослого и ребёнка (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательность, проявить  познавательную и творческую активность.

Описание проекта «Динозавры»

 группа «Смышленыши» (4-5 лет)

 МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек» г.Енисейска

Воспитатели:

 Ризванова Светлана Георгиевна, Максимова Татьяна Александровна

Напишите три наиболее интересных детских вопроса (что «зацепило» детей):

  • Какие ноги у динозавра и следы?
  • Какие цветом яйца у динозавров?
  • Чувствуют ли динозавры запахи?

Напишите три самых необычных вида деятельности, которые появились в ходе проекта:

  • Исследование замороженных «яиц»  с динозавриками внутри
  • Изготовление атрибутов для игры и игра в динозавров
  • Рисование витражными красками разных образов динозавров

Какие варианты продуктивной деятельности предлагали дети в рамках текущего проекта?

  • Изготовление макета мира динозавров
  • Изготовление плоскостных фигур динозавров и помещение их верхнем пространстве группы
  • Конструирование динозавров из Лего
  • Зоопарк динозавров

Что из этого не пришло бы Вам в голову без детей?

  • Изготовление плоскостных фигур динозавров и помещение их верхнем пространстве группы
  • Создать зоопарк динозавров

Чем занимались дети в свободное время? Связаны ли их занятия с темой проекта?

Пытались дистанционно управлять динозаврами с помощью пульта управления

Играли в мир динозавров (ролевая игра), играли в зоопарк динозавров,  с макетом мира динозавров (режиссерская игра)

Играли в дидактические игры, содержанием которых были представления о динозаврах

Рассмотрели много книг о динозаврах

Рассказывали друг другу истории и сказки о динозаврах, которые сочинили вместе с родителями

Лепили, конструировали динозавров, рисовали с использованием трафарета

Проводили исследования и опыты (размораживали «яйца» динозавров, наблюдали процесс «вылупления динозавров из яиц»)

Проводили «раскопки», исследовали оттиски (в тесте) силуэтов динозавров

Измеряли, сравнивали следы и фигурки динозавров

Что по вашему замыслу должно было случится с детьми во время проекта?

Во время проекта мы предполагали, что:

ü  Дети проникнутся интересом к миру динозавров;

ü  У детей обогатятся представления о динозаврах, о первобытной природе;

ü  Данная тема поспособствует развитию детского воображения и фантазии, как в играх, так и в творчестве;

ü  У детей сформируется понимание, что информацию можно находить самостоятельно,  для этого есть разные источники (книги, фильмы, взрослые разные, интернет, сверстники, члены семей: братья, сестры, их друзья);

ü  Заинтересованность в рамках содержания темы будет способствовать объединению детей для совместной деятельности, развитию отношений в коллективе сверстников.

ü  Обогатиться словарный запас воспитанников.

ü  Будут совершенствоваться разные  творческой продуктивной деятельности.

https://cloud.mail.ru/public/UDuF/3xMkD8VTe

Памятка по постановке проблемных вопросов

Виды вопросов

  • Репродуктивные,
  • Поисковые,
  • Проблемные.

Репродуктивные вопросы….

  • Кто это?  - это мальчик,  Что это?  -  это мячик;  Что делает кот?  -  кот спит

Поисковые вопросы… 

  • Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?  (Какой  кот спит? )

Проблемные вопросы…

ü  Почему?  Зачем?  (Почему кот (уставший)?

Проблемный вопрос – это…

Дидактическое средство, которое содержит в себе реальное или кажущееся противоречие вызывает затруднение при выработке на него ответа, не требует вспоминания готовых знаний, а требует размышления, рассуждения, отличается краткостью формулировок.

Например:

Воспитатель (ИЗО):

ü   «Как получить определенный цвет?, Как изобразить доброе лицо?»

Инструктор по физической культуре:

ü  «Как можно использовать спортивный снаряд?,   Для чего он нужен?,

ü  С помощью какого инвентаря делаем руки сильнее?»

Музыкальный руководитель:

ü  «Какую музыку мы слушаем, когда нам весело?,  Как человеку поднять настроение?»

Признаки проблемного вопроса:

ü  Многовариантность ответов…

ü  Сложность (вопрос требует мыслительной, аналитической деятельности, ответ на него невозможно  вычитать, процитировать..)

ü  Доступность (ответ лежит в ЗБР)

ü  Интерес (вопрос должен вызвать активный интерес ребенка, желание найти на него ответ)

Алгоритм постановки проблемного вопроса:

ü  Изучение информации: выделение основных моментов событий, задач, тчек зрения, теорий…

ü  Выделение главного: мысли, идеи, особенности, условия..

ü  Выявление противоречий, несогласованности, неубедительности аргументов…

ü  Определение сути противоречий..

ü  Формулировка проблемного вопроса.

Проблемный вопрос должен содержать три обязательных элемента:

ü  Указание на объект изучения,

ü  Указание на направление изучения объекта,

ü  Противоречие (скрытое или явное)

Типы проблемный вопросов:

ü  Проверяющие направленность внимания;

ü  Помогающие находить сходства и различия;

ü  Помогающие отбирать факты для доказательства;

ü  Направленные на подтверждение правила;

ü  Направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

ü  Направленные на выявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;

ü  Формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

Какой вопрос проблемный:

ü  Какие времена года вы знаете?

ü  Какое время года приходит за летом?

ü  Почему листья разноцветные только осенью?

ü  В какое время года растут цветы и почему?

ü  Какая погода зимой?

ü  Какие признаки весны вы знаете?

ü  Сколько стоит интернет-банк?

ü  Сколько существует ваше учреждение?

ü  Сталкивалось ли ваше учреждение с задержкой платежей?

ü  Почему в ванной комнате ваш голос звучит громче?

ü  Какие зимние забавы вы знаете?

ü  Когда были построены пирамиды? (???????)

ü  Какие технологии использовались при строительстве пирамид?

ü  Почему же белый медведь не покрыт льдом, ведь он часто плавает?

ü 

https://cloud.mail.ru/public/3GDY/26PpAhh7b

https://cloud.mail.ru/public/4nWh/5gePtCwve

До конца 2019-2020 уч. года методический сборник будет пополнен новыми материалами.